Захват Османами Второго Рима, на самом деле, привел вовсе не к закату Европы, а к ее рассвету….

С каждым новым исследованным фактом, с каждой новой прочитанной книгой, горизонты нашего восприятия расширяются и ранее казавшиеся непреложными истины неожиданно приобретают новые очертания.

Так получилось и у меня. Словно хищная птица кружил я над событием, которое для себя назвал рождением Третьего Рима. Кружил, собирая факты в цепочки событий и удаляя их трактовку. Кружил, и неожиданно пришел к выводу, что слишком сузил я горизонт событий, что не всех участников и их действия учел, что упустил из виду главное - откуда деньги на войну?

Война - очень хлопотное и дорогое удовольствие, и финансировать ее надо до, во время и после. Ибо иначе ждет тебя крах поражения.

Тут можно отметить, что победу в большинстве из известных нам военных конфликтов обеспечивали как раз деньги и другие ресурсы, а не солдаты.

Так, из наиболее известных нам войн, получилось с Наполеоном, проигравшим из-за разрыва в логистике. Гитлером, находящимся в экономической блокаде. И многих других.

Экономические причины увидел я и в падении Константинополя, который весьма удачно расположился на стыке Азии и Европы.

Битва торговых империй

Во многом Константинополь стал полем битвы не Ислама и Христианства, а битвой огромных экономических гигантов того времени: Генуи и Венеции! Как вполне возможно само нашествие Батыя стало возможным благодаря дипломатической работе Генуи.

Все началось когда в 1204 году венецианский дож Энрико Дандоло, при помощи французских крестоносцев завоевал Константинополь.

Фактически после этого Венеция полностью взяла под контроль Черное море и греческие/итальянские колонии расположенные на его берегах.

В 1241 году покончив с Русью монголы вторглись в Европу. Правда в 1242 после ряда столкновений с войсками Латинской империи, созданной венецианцами на месте захваченной Византии, неожиданно для всех наступление было остановлено и монголы вернулись к ранее захваченным рубежам.

В 1256 году началось открытое военное противостояние между Генуей и Венецией. Которое, в частности привело к возрождению Ромейской империи.

В 1250 году между Никейской империей, преемницей Ромейской, и Ордой были начаты дипломатические отношения.

В 1261 году генуэзцы отбивают у крестоносцев Константинополь и возвращают престол Палеологам, пребывающим до этого в изгнании в Никейской империи.

Генуя подписала с императором Михаилом Палеологом договор, согласно которому за обещанную военную помощь против Латинской империи крестоносцев генуэзцы получили монопольное право прохода в Черное море и право основывать "фактории, конторы и церкви" в ромейских городах.

Фактически Генуя получила монополию на все торговые пути через Черное море.

В 1261 году Сарай получает право создать Сарайскую или Сарскую епархию.

В 1263 году Константинополь и Сарай заключают мирный договор.

Начиная с 1263 году константинопольские императоры поддерживали максимально теплые отношения с монголами.

В 1265 году император Михаил VIII выдал свою внебрачную дочь Марию Палеолог за правителя государства Хулагуидов ильхана Абака.

В 1273 году Михаил VIII отдал в жёны золотоордынскому беклярбеку Ногаю свою дочь Евфросинию Палеолог.

Император Андроник II выдал двух своих дочерей за царей Орды Тохту и Узбека.

В 1265 году Константинополь заключил мирный договор с Венецией. Византийская хитрость не позволяла возвеличивать лишь одного из конкурентов создавая тому идеальные условия, которые могут обернуться диктатурой для Константинополя.

Обострение отношений между Венецией и Генуей началось в 1293 году, когда мамлюки захватили Акру и сделали Константинополь единственным возможным путем торговли с Востоком.

Закончилось оно в 1299 году Миланским мирным договором, по которому венецианцы обязаны были не входить следующие 30 лет в Чёрное море.

Следующим этапом теплых отношений стала середина 14 века.

В 1340 генуэзцы заняли “без сопротивления” порт Ямболи (Балаклава). В 1365 Солдайю (Судак). Создали новые колонии: Воспоро (Керчь), Тана (в устье Дона), Джинестра (Одесса). Воспоро (Керчь), порученный во владение генуэзцам Ордой, стал ее таможней.

6 августа 1350 года венецианский Сенат объявил войну Генуе. Вторая венециано-генуэзская война закончилась в 1355 году.

Последняя война 1378-1381 года настолько ослабила позиции Генуи, что больше она не восстала.

Примечательно, что в 1380 году, именно Генуя предоставила помощь Мамаю на Куликовом поле!

Союзники и враги

Картина мира, которая сложилась на конец 14 века, была достаточно интересная.

Константинополь находился на грани, и спасти его не представлялось возможности.

Орда будущая союзником напирающих Османов не рассматривалась как сторона способная помочь Константинополю. Тем более, что там как раз было время “Великой замятни”. Генуэзцы были вечными союзниками Орды, а следовательно и Османов.

Соответственно, конфликт Венеции и Генуи перерос в конфликт Османов и Орды против Константинополя.

Тут еще надо добавить, что к 1370 году константинопольский императору Иоанн V погряз в долгах перед Венецией, да и османский султан Мурад I уже стоял под стенами Константинополя.

Пытаясь спасти ситуацию Иоанн V отправляется в Рим, где принимает католичество, но помощи он от этого не получает. Мало того, на обратном пути он попадает к своим кредиторам в плен.

В 1373 году старший сын Иоанна V - Андроник IV делает попытку захватить престол Константинополя и даже становится данником и вассалом султана, вот только его брату Мануилу II удается воспрепятствовать перевороту. При этом Мануил становится соправителем империи вместе со своим отцом.

В 1375 году из Венеции в Константинополь возвращается Иоанн V. А вслед за ним в марте 1376 прибывает венецианский военный флот под командованием Марко Джустиниани.

Иоанн V договорился с венецианцами, что за долги и в счет военного союза он отдает Венеции остров Тенедос, прикрывающий вход в Дарданеллы.
В ответ на действия императора генуэзцы, при поддержке султана устраивают переворот и приводят к власти Андроника. Который понятно отдал Тенедос генуэзцам.

В 1379 году при поддержке Венеции император Иоанн V Палеолог вернул себе трон.

Именно в этот период в Константинополь прибывает московский ставленник на Руськую митрополию Митяй.

Вот только у власти снова Иоанн V, а вовсе не выгодный Орде Андроник.

Поэтому московская миссия не идет к императору, а идут они к Андронику, который скрывается в генуэзском квартале - Галате, где они хоронят Митяя и находят решение своей проблемы.

Используя подписанные московским князем пустые “хартии”, а также заняв у генуэзцев значительную сумму, они “уговаривают” патриарха Нила признать игуменаа переславльского монастыря Пимена митрополитом Киевским и Великой Руси, а Киприана назвать митрополитом Литвы и Малой Руси.

Опальный император

Заложником хорошего поведения восстановленного во власти в 1379 году Иоанна V стал его сын Мануил. Он отправляется жить при дворе султана Баязида I в Бурсе.

При этом Мануилу приходится даже участвовать в военной кампании против Константинополя, по захвату Филадельфии, последнего византийского анклава в Анатолии. Данный факт был особенно резко воспринят владимирским (московским) князем Василием I, также не так давно бывшим заложником доброй воли своего отца в Орде.

В 1389 году Мануил подавляет переворот устроенный сыном Андроника Иоанном VII.

В феврале 1391 года, Мануил II сбежал от Баязида I.

В виду полной безграмотности в 1393 году владимирский князь Василий I направил в Константинополь гонца который на повышенных тонах рассказал о том, что он отказывается признавать константинопольского императора главой церкви. Имя византийского императора более не упоминается в московских литургиях.

Примечательно, что Мануил был соправителем сразу четырех византийских императоров:

  1. Иоанна V

  2. Андроника IV

  3. Андроника V

  4. Иоанна VII

Война Тимура с Ордой, Османами и Генуей

Война с союзником Генуи - царем Орды Тохтамышем сделала Тимура врагом и другого союзника Орды - Османской империи.

Все попытки Тимура заключить мир с Османами закончились неудачей. Мало того Баязид I даже начал войну против него, вторгнувшись на территории его сюзеренов.

28 июля 1402 года Баязид и Тимур сошлись в битве при Анкаре.

Примечательно, что четверть войска Баязида составляли ордынцы, которые посреди битвы предали его и перешли на сторону Тимура, гарантируя тому победу.

В феврале 1403 года Венеция от лица Константинополя заключила с Османами мирный договор. Венеция добилась от османов возвращения всех захваченных ими венецианских территорий в Аттике, включая Афины.

Что интересно.

Благодаря вторжению монголов под руководством Тимура туркменские племена да и простые турки двинулись со своими стадами в Европу. Таким образом, нашествие Тимура усилило мусульманизацию Болгарии отрезав Константинополь от поддержки христианских народов.

Последние дни Константинополя

Договор от 1403 году просуществовал до 1409, когда османы нарушили его и снова развернули боевые действия

После мирного договора 1424 года османы стали чуть не под самые стены Константинополя.

Изменить ситуацию попытался в 1437 году Иоанн VIII Палеолог, когда вместе с патриархом отправился в Италию где провел два года принимая участие на Ферраро-флорентийском соборе.

Результатом собора стала подписанная 5 июля 1439 года уния. Все ортодоксальные и в первую очередь руськая, подписали союзный договор Рима и Константинополя.

Вот только в Москве державшей клятву верности перед союзником Османов - царем Орды позицию митрополита Киевского и Всея Руси Исидора признавать отказались.

После чего в 1441 году его изгнали из Москвы.

В Москве начался церковный бунт, который привел к образовании секты Третьего Рима, правящей там и сегодня.

Рим же Константинополь поддержать попытался, но в 1444 году армия спасителей Второго Рима потерпела под Варной страшное поражение от турок.

Примечательно, что император Второго Рима Иоанн VIII умер 31 октября 1448 года.

А уже в декабре 1448 года в Москве состоялся собор на котором князь московский, не имеющий ни прав ни полномочий назвал митрополитом Киевским и всея Руси епископа Рязанского Иону.

В самом Константинополе также не особенно обрадовались объединению церкви. Так известно заявление Луки Нотараса, который говорил:

“Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую тиару”.

К слову, чалму ему увидеть удалось, во многом благодаря тому, что он сдал один ключевых участков обороны города - Морскую стену.

За это, после взятия города, султан Мехмед II даже сделал его губернатором.

Вот только потом произошла дивная история.

У Нотараса был сын четырнадцати лет необыкновенной красоты. Султан потребовал отдать мальчика в его гарем. Нотарас отказал, и султан обезглавил его вместе с сыном.

Зато латинская тиара не была увидена им посреди города.

После взятия Второго Рима Мехмед II добавил к своему титулу “Кайзер-и Рум” (Цезарь Рима). Данный титул носили султаны Османской империи вплоть до ее падения.

Последствия падения Константинополя

Падение Константинополя полностью перекрыло главный торговый путь из Азии в Европу, что привело к небывалому всплеску развития мореплавания и способствовало началу эпохи великих географических открытий.

Многие обвиняли Венецию, вот только когда город пал, венецианцы пострадали больше всех. Да и при защите Константинополя Венеция понесла огромные убытки. Именно венецианская армия до последнего героически сражалась на разрушенных стенах.

Не минуло лихо и Геную, колонии которой сначала перешли под управление генуэзского Банка Сан-Джорджо, а в 1475 году были отобраны турками.

Но были у данного трагического события и весьма положительные последствия!

Крушение Второго Рима разделило две цивилизации на два кардинально разных пути.

Третий Рим пошел во тьму мракобесия и невежества.

Вернувшиеся к Риму Первому греческие ученые и богословы пополнили кафедры лучших университетов Западной Европы. Из Константинополя в Венецию были эвакуированы труды античных философов, учёных, поэтов и писателей.

Падение Константинополя положило начало Возрождению!

Исход греков в Рим Первый и Третий

Несмотря на веротерпимость османов, большинство греков предпочли покинуть Константинополь.

Большинство поехали в Венецию, покровительствующую в последние Константинополю в последние его дни. Кто-то, как Максим Грека отправился на Московию.

Тысячи томов ценной литературы нашли свое спасение в Венеци.

Энциклопедист Исидор, вывез из Константинополя корабль со многими бесценными рукописями, в том числе руськими.

Никейский митрополит Виссарион привез в Венецию множество греческих рукописей.

Вместе с Региомонтаном перевел “Альмагест”.

Региомонтан впоследствии начал календарную реформу, и стал учителем Николая Коперника.

Виссарион завещал 768 книг и рукописей Венеции.

Москве же, дабы утешить имперские амбиции, Виссарион отправил племянницу последнего императора - бесприданницу Зою.

Эпитафия Виссариону гласит: “Твоими трудами Греция переселилась в Рим”.

Гиббон так писал о том периоде в истории:

“Можно положительно утверждать, что внутри стен Константинополя хранилось более книг и знаний, чем сколько их было разбросано по обширным западным странам.

Турецкое оружие, конечно, ускорило бегство Муз”…

Но вернемся к наивным беглецам, надеявшимся спастись в Третьем Риме.

Начиная с 1448 года Москва официально секта, а посему гонения на церковь и не согласных с волей Сына Неба тут карались жестоко.

Горел полыхал Новгород.

Максим Грек, сторонник веры в то, что Москва, наследница Константинополя, и есть Третий Рим, а четвертому не бывать, стал пожизненным узником.

Он не понял, что не Бога и не правды искала Москва в вере, а утверждения для имперской шизофрении своих недоцарей. Первые поколения московских книг посвящены вовсе не Богу, а идее имперского величия Москвы, богоизбранности ее народа и ее правителей!

Москва, как пишут ее “историки” наградившая себя автокефалией шла во тьму.

А Русь - Киев, оторвавшись от нее, вслед за Западом к духовному расцвету. Который продолжался до того момента, как в 1686 году не была отдана на поругание Москве...

Комментарии