"Краше Киева ничего в мире нет. Но Киев так прекрасен, что сравнивать с ним другие города просто нельзя"... Виктор Суворов

Как нам всем сегодня известно, государственной идеологией России является концепция "Москва - Третий Рим", новгородского старца Филофея.

Русь Украина имела свою концепцию, значительно отличающуюся от формулы Филофея: «Киев — Второй Иерусалим».

Первое и архиважное отличие этих формул состояло в том, что Киев не искал святости Иерусалима, и не стремился заменить Иерусалим, или назваться его наследником.

Идея уподобления Киева Иерусалиму носила культурный характер, и была лишена имперской составляющей.

Киев - это сакральная столица Руси. Киев точно такой же центр христианского мира как Иерусалим.и имеет глубокие корни в истории.

Идея о святости Киева отлично продемонстрирована в «Легенде об Апостоле Андрее», где описано как апостол посетил Русь и предрек великое будущее Киеву:

«Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слѣзе съ горы сея, идеже послѣже бысть Киевъ, и поиде по Днѣпру горѣ».

Фактический основатель Руси - князь Олег говорил так:

«И седе Олег княжа въ Киеве, и рече Олег: "Се буди мати городом русьским"»

Понятно, что слова Олега называющего Киев матерью (метрополией) городов Руських, явно перекликаются с текстом Библии, где Иерусалим называется матерью всех нас: «Вышний Иерусалим... Матерь всем нам».

Киев очень быстро стал центром христианства.

При Ярославе Мудром были построены Золотые ворота и что куда более важно: Храм Святой Мудрости - Храм Святой Софии, прообразами которого стал ветхозаветный Иерусалимский храм.

Ярослав Мудрый, строил Киев по образцу Иерусалима, выступая в роли нового Соломона, а его отец князь Владимир в роли нового Давида.

Именно такие роли им приписывают киевские летописцы в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона.

На долгие столетия идея Второго Иерусалима была забыта. И лишь в XVII веке к ней вернулись богословы:

Упоминания руского Иерусалима мы можем найти в послании митрополита Иова Борецкого:«...До богоспасаемого места Киева, второго руского Иерусалима...»

Или в таком произведении как трактат Захария Копыстенского «Палинодия», «Protestacja» Иова Борецкого и многих других.

Но Киеву приписывали не только славу Нового Иерусалима, а и древней Трои!

В XVI-XVII веках существовала целая концепция, доказывающая, что гомеровская Троя располагалась на месте Киева.

Огромная разница между идеологемами "Москва — Третий Рим" и "Киев - Новый Иерусалим" лежит в том, что Москва, как и «первый Рим» и «второй Рим» - это центр тоталитарной империи - живущей за счет оккупации новых земель и порабощения населения.

Киев - сакральный центр мудрости, священная столица для христиан Руси.

И даже согласно «Троянской теории», Киев не столица Империи. Он, как и Троя вел оборонительную войну против напавших на него московитов!

Что еще интересно?

Киевская идея может смело называться неким вариантом национальной идеи, ставшей основой украинского национального освободительного движения.

Комментарии