Небольшое исследование на предмет важности понимания культуры использования цвета у тюркских народов, московитов и славян

Крайне сложно сегодня разделить культуры народов которые сплелись на территории Восточной Европы. Они постоянно взаимодействовали, обмениваясь друг с другом, ассимилируясь, поглощая и отвергая друг друга. Отношение к языку, к цвету во многом стало определяющим и сыграло важную роль в становлении культуры многих народов.

Сложно сегодня однозначно точно сказать можно ли считать нацией сообщность людей объединенную одним языком, религией. Наверное все таки можно. Хотя я бы разделил сообщество объединенное религией и назвал такую нацию политической, и сообщество объединенное культурой, назвав бы такую нацию культурной.

К примеру: болгары - это вроде бы как славянский народ, культурно. Но корни у него тюркские. Болгары, татары, булгары, да и более чем вероятно скифы есть один единый народ, разделенный религией и культурами с которыми он ассимилировался.

Жители Болгарии говорящие на славянском, обильно дополненном тюркизмами языке, исповедующие православие, действительно представители европейской, западной культурной соборности. Татары или волжские булгары, говорящие на откровенно тюркском татарском языке и исповедующие ислам - явные представители другой, азиатской, восточной культуры.

Украинцы, русы, русины - культура во многом общая с польской находится на стыке восточной и западной культуры. И сохранившая свои западные истоки во многом благодаря постоянному угнетению со стороны множества восточных, тюркских культур, которые волнами накатывались на нее, на своем пути на Запад.

Российская, московская культура, ошибочно называемая «русской» это не национальная культура, ибо нации в ней уничтожаются поглощаются, а глубоко религиозная культура. В которой и язык и религия и вертикаль власти являются священными.

Так вот. В своем недавнем исследовании я натолкнулся на интересный факт: в летописях название столицы Золотой Орды упоминается вовсе не как Сарай, а как Сар. В частности епархия, открытая в Сарае новгородскими святыми отцами тогда еще русской церкви называлась или Сарайской или Сарской, или Царской!

Меня заинтересовал этот момент и я решил разобраться, понять, насколько важны были цвета в культуре тюркских народов. Понять, могло ли слово «царь» иметь другое происхождение, не от «Кесаря», «Цезаря»?

Начнем с того, что название «Сарай» которое как вы легко найдете в интернете переводится с тюркского как «дворец» на самом деле состоит из двух слов, или является производным от тюркского «Сар» - желтый или золотой!

Желтый

Желтый цвет, золотой у тюрков, в частности у монголов символизирует любовь, симпатию, милосердие.

Золото у всех тюрков, да и у монголов тоже означает высшую ценность, начало всех начал, никогда не теряющее своего блеска.

Золото связано с верховным правителем;. В монгольском фольклоре очень много упоминаний о«золотом веке», «золотом времени», «золотом государстве» - как о времени и стране всеобщего благоденствия и изобилия. О «государстве золотого колеса» как об идеальном правителе.

Золотой цвет, так же как и желтый, соответствует идее изначальности всего сущего.

С золотом связан сложный комплекс символов и ассоциаций, из которого довольно четко вырисовывается следующая тетраграмма: золото – солнце – огонь – царская власть. Каждый знак тетраграммы взаимно соответствует друг другу, дополняет его.

В качестве топонимов вы можете найти использование золотого корня, например в названии города Саратов, что в переводе с тюркского означает «золотая гора».

А традиционный "русский" наряд помните как называется? Сарафан - золотое платье

Идем дальше.

Как называлась у нас Орда? - Золотой.

Но называли ли ее так сами монголы? - Нет.

Алый

Название Золотой Орды используемое монголами было Улу Улус или Улус Джучи. Или. На современном татарском Алтын Урда. Что значит одновременно и Золотая и Алая Орда.

Кстати флаги у монголов были как раз таки красно-алого цвета. Да и русское название алый заимствовано от тюркского «Ал».

Крайне примечательно, что «Ал» на тюркском это и рыжий, и алый, и русый!

Золотая монета на якобы славянской или даже конкретной русской Московии называлась кстати тоже «Алтын».

Алым тюрки золото называли не менее часто чем желтым. Так, имеется связь золота с центрами мифологических космологий: Алтан Сумбер – «Золотая Гора Сумер», Алтан Гадас – «золотой кол» – название Полярной звезды на тюркском.

Учитывая наличие такого словосочетания на тюркском как «золотое желтое солнце» можно говорить об взаимозаменяемости желтого и алого, их мифологическом тождестве. Золото у тюрков обладает «высшей ценностью». С ним связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей, понятие вечности, нетленности, прочности, истинности, святости.

Из современных топонимов легко вспоминается названи Алтай - прародина всех тюркских народов.

В манихейских рукописях конца 8 века можно встретить топоним Алтун Аргу Улус который является названием страны племени Аргу.

Красный же цвет у тюркских народов имел другое название: «Кызыл» или «Гызыл». У монголов красный цвет означает радость. Красный цвет использовался на штандартах тюрков и монголов.

Доподлинно известно о существовании красного знамени у монгольского царя Орысхана (Урусхана), деда первых казахских царей Керея (Герея) и Джанибека (Жаныбека).

Знамя империи Чингисхана также было красным так же, как и цвет знамени современного монгольского государства. Среди современных тюркских государств красный вы сможете найти на флагах Кыргызстана и Турции.

Интересно еще, что краснеть на тюркском «кир», а «кирил» отсюда снова таки красный.

Черный

Черный цвет в монгольской культуре выступает не сколько антиподом белого, сколько красного.

Среди славян красным цвет называется только на русском, во всех других языках он называется «червоним».

Происхождение русского «красный» связывают с производным от славянского «краса» - красота.

Название черный на тюркском «Кара» так распространено в быту, что иногда даже кажется, что никому объяснять не надо, что кара - это черный.

Символизм черного цвета у тюрков выражался по разному. С одной стороны, например выражение «Кара Букара» или черный народ не несло никакой унизительной оценки, а даже наоборот употреблялось в смысле сильный или многочисленный народ.

Карой - черным у тюрков был не только цвет, им называли мрак, темноту, виновного, он означал траур, употреблялся чтобы обозначить величие, мощь, силу, как я уже писал выше. Также черным использовался у тюрков для обозначения скота, толпы, войска.

Интересно, что в европейских, в частности в славянской определенно земледельческой, а не кочевой культуре, с черным не было никакого негатива. Прежде всего потому что черный - это цвет земли, цвет рождения, цвет весны - так как именно черной становится земля после ухода зимы в ожидании лета. Черный - это цвет народа. В частности черный на знаменах и флагах всегда обозначал - народ.

Наиболее популярной схемой на древних европейских флагах было сочетание красного, белого и черного, где красный обозначал - воинов, белый - верховного правителя или бога, и черный, как я писал выше: народ.

Черный, в европейской культуре - это цвет древности, архаичности, античности, если хотите.

В восточной, тюркской культуре с черным связано все негативное: злое, темное, жестокое. Наверное, прежде всего потому что кочевники землю никогда не обрабатывали и она их никогда не кормила.

Белый

Белый цвет в культуре монголов самый сакральный, священный. Он первый и самый главный. В палитре цветов монголов он – «мать-цвет», от него «произошли» все остальные цвета.

С белым монголы связывают счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе.

Все предметы, окрашенные в белый цвет природой считались монголами священными и особенно ценились, это относится к молоку и молочным продуктам, наиболее важными продуктам в рационе кочевников.

В числе белых предметов сакрального значения следует назвать белый войлок, на котором поднимали избранного на курултае царя. На кусок белого войлока сажали молодых в свадебном обряде.

Особенно ценились монголами животные белой масти, и не только кони и верблюды. В тюркских сказках часто встречаются белые птицы: лебеди, жаворонки обладающие волшебными свойствами.

Белый у тюрков – это символ чистоты, непорочности, справедливости, а также высокого социального положения.

Так, правящий род Чингизидов у монголов хвалясь своим благородным происхождением хвалился не голубой кровью, а белой костью или «Ак Суйек» на тюркском.

У тюрков угощение гостя молочными продуктами - кумысом было ритуальным, символическим приобщением к своему очагу, дому, юрте.

Интересно еще, что очаг - огонь, костер у тюрков «От» и вполне возможно, что русское слово «Отец», как и производное от него «Отчизна» имеют одни корни.

Белый цвет - молочный, как и собственно молоко стали символом тюркской кочевой культуры.

Молоко повсеместно использовалось монголами. Например: во время смотра войск: «Царь и все те, кто стоял подле него, принялись кропить кумысом в сторону знамени».

Царь Орды всегда восседали на лошадях белой масти.

Избранного царя - Ак Кхана (Белого Царя), знать поднимала на белом войлоке и совершала обход по кругу солнца.

Даже Золотую Орду иногда называли Белой Ордой или «Ак Урда», возможно потому что белый цвет у монголов символизирует Запад, с которым они вели войну.

Белый царь

Московские правители, следуя этой монгольской традиции, в начале XVI века начали именовать себя титулом белый царь или белый хан, что прямо связывалось с «белой костью». Иван Грозный после того как взял Булгар Аль Джедит, более известный как Казань стал называть себя Ак Кханом.

Карамзин пишет, что великий князь Иоанн III первый назвал свои владения „Россиею Белою“. Даже китайцы ( в начале XVIII века) называли московского самозванца «Белый Царь».

Герберштейн, дважды посещавший Московию, в 1517 и в 1522 годах, пишет в своих записках: «Некоторые именуют государя московского Белым царем (Albus rex, weisser Khunig). …ни один из государей Московии ранее не пользовался таким титулом».

Белый царь - был официальный титул московских самозванцев, на применении которого настаивала сама московская сторона.

Так Австрийский император Максимилиан I Габсбург титуловал Ивана III «Белым Царем» или «Weisskunig» при заключение союза с ни в 1490 году.

Толковый словарь Даля в статье «Царь» приводит: «Государь, батюшка, надежда, православный, белый царь».

В Записке Императору Александру III, о задачах московской политики на Востоке П.А. Бадмаев писал:

«Легенда о белом царе

Теперь я постараюсь представить, насколько это возможно наглядно, значение белого царя для всего Востока, на основании легендарных и исторических данных, и, надеюсь, будет понятно для всякого русского человека, почему белый царь так популярен на Востоке, и как ему легко будет пользоваться результатами вековой политики своих предков….Монголы твердят, что при восьмом ургинском хутукте они сделаются поданными белого царя. Настоящий хутукта считается восьмым. Ургинский хутукта почитается монголами святым, как и далай-лама, и имеет громадное влияние на всю Монголию.

Ждут также появления из России белого знамени в Монголии в седьмом столетии после смерти Чингизхана, умершего в 1227 году»…

Что примечательно, в особенности с последним пророчеством. Иван Грозный действительно потомок и Чингисхана и Мамая, и что еще более интересно одновременно являлся и потомком Дмитрия Донского!

Ногайские татары прямо обращались к Грозному как к потомку Чингисхана «великого Чингиз царев прямой род счастливой государь еси»…

Антонио Поссевино, первый иезуит, побывавший в Москве, папский посол у Ивана Грозного, пишет в своем описании Москровии, что: «Царь убежден, что он — могущественнейший и мудрейший правитель на свете, наследник Монгольской империи»!

Белый цвет стал несомненным доказательством наследства, которое Москва получила от Орды.

Не забывайте, что даже сторонники монархического строя Московии - России называли себя - белогвардейцами!

Синий

Ну и наверное последний цвет, который я сегодня рассмотрю будет синий.

Синий цвет у тюркских народов «кок» – символизирует верность, вечность, постоянство. Цвет «кок» или «гок» у тюрков это цвет неба и травы!

Заметьте, тюрки не первые, кто не разделяет названия цвета на синий, голубой и зеленый. Для них это как-будто бы один цвет!

«Кок» также является постоянным эпитетом древнетюркского божества Тенгри – Кок Тенгри, или Небесный Тенгри.

Кок Тенгри даровал жизнь и содействовал созданию государства тюрков и росту его могущества. Его имя стало синонимом Аллаха у мусульман тюркского происхождения.

Природа цветов и их символизм запредельно удивительный, но во многом объясняет, предопределяет нашу природу, культуру, общественные институты.

Удивительно, но в древности, из-за технологических особенностей изготовления красителей, как и у многих племен, даже в современном мире, существуют всего три цветообозначения: черный, белый и красный.

Ученые Берлин и Кей даже разработали целую схему развития основных цветообозначений. Согласно данных их исследования сначала появляются названия белого и черного цветов. Затем к ним добавляется название красного цвета, а уж затем появляются зеленый и желтый. Значительно позже - синий, а уж затем коричневый.

Исследователи, руководствуясь лингвистическими фактами, пришли к выводу, что греки в эпоху Гомера и даже современники Пифагора и Ксенофона, жившие в VI в. до н.э., вовсе не отличали зеленого цвета от синего. Аристотель говорил о трехцветной радуге, состоящей из красного, желтого и зеленого цветов. Что наводит на мысль: а считали ли тюрки зеленый синим? Может как раз таки у них небо было цвета травы - зеленым?

Использованная литература:

  1. Жуковская И. Д. «Категории и символика традиционной культуры монголов».
  2. Утешева Б. «Цветовая символика тюркских народов»
  3. Мудрак О.А. «Сравнительная грамматика тюркских языков. Лексика»
  4. Поссевино А. «Исторические сочинения о России»
  5. Дьяченко Г. «Полный церковно-славянский словарь»
  6. Берлин Б., Кей П. «Основные цвета: их универсальность и видоизменения».

Комментарии